Новости



09 июля 2009Ориентир — работа на заказ

Дата: 09 июля 2009

О том, как себя чувствуют в условиях экономического кризиса крупные промышленные предприятия региона, сказано немало слов. А как живет сейчас малый и средний производственный бизнес? Своими размышлениями на этот счет делится президент завода коммерческого транспорта «РосКомТранс» Константин Михайлович Дежурнов.

- Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке автомобильной спецтехники? Какие тенденции характерны сейчас для этого сегмента?

- На сегодняшний день российский рынок спецтехники переживает резкий спад. Если на легкую спецтехнику спрос «вялый», то тяжелую никто не заказывает и не покупает. В декабре прошлого года и первые месяцы 2009-го производители спецтехники и дилеры, опасаясь девальвации, вкладывали средства в приобретение машин. Склады и стоянки крупнейших производителей полностью забиты новой техникой. Чтобы распродать эти запасы, потребуется как минимум полгода. Но спроса на спецтехнику сегодня нет.

По мнению экспертов, на сегодняшний день объемы продаж спецтехники уже упали более чем на 50 проц., и в ближайшее время тенденция сохранится. Участники рынка рассчитывали на большой заказ от организаторов олимпийской стройки в Сочи. Однако в связи с кризисом все программы по закупке новой тяжелой техники оказались заморожены.

Несколько лет назад наметились явные тенденции к бурному росту производства спецтехники в России. Эксперты в один голос уверяли о сохранении этой тенденции. Мировой финансовый кризис беспощадно разрушил прогнозы специалистов и ожидания производителей. На сегодняшний день самым существенным фактором становится не столько стабильность и надежность подрядчика, сколько соотношение «цена - качество» техники. Поэтому все большее значение приобретают качество оборудования, расширение спектра его возможностей, выведение на рынок новой, более конкурентоспособной спецтехники. В связи с сильным износом оборудования, нестабильными финансовыми показателями, дефицитом «длинных» и дешевых денег перед производителями во весь рост встала проблема модернизации технического парка.

Сегодня весь мир, а зарубежные страны особенно, живет по принципу: «Берешь сегодня, платишь завтра». И малым предприятиям, и крупным компаниям банки и различные финансовые структуры предлагают покупку оборудования в кредит с отсрочкой платежа, аренду оборудования, лизинг. Последний является наиболее перспективным из перечисленных путей приобретения имущества. Лизинг, подчеркивают эксперты, стал одним из развитых механизмов финансового менеджмента: за счет налоговых преференций он позволяет сократить расходы на техническое перевооружение на 10 - 20 проц. по сравнению с другими инвестиционными схемами. Лизинговые схемы дают возможность использовать «длинные» низкопроцентные «низкорисковые» ресурсы.

Но если с 2005 года наблюдалось увеличение объемов лизинговых сделок, особенно в промышленности, то на сегодняшний день лизинговые организации также переживают не лучшие времена. Безусловно, это негативно сказывается на общей ситуации на российском рынке автомобильной спецтехники. А увеличение налоговой ставки на ввозимую в Россию спецтехнику зарубежных производителей  на руку отечественному производителю.

Положительные перспективы развития российского рынка спецтехники будут.

- Почувствовал ли «РосКомТранс» на себе дыхание экономического кризиса? Есть ли у компании свой антикризисный план действий? Что он в себя включает?

- Начало 2009 года характеризовалось резким снижением интереса на автомобильную спецтехнику. Продажи завода «РосКомТранс» упали в среднем на 30 проц. Понимая, что нужна быстрая реакция и эффективные решения, мы разработали программу «Реализация спецтехники в кризисных условиях». Главная концепция программы была сконцентрирована в снижении цены на продукцию без ухудшения качественных характеристик. Мы пересмотрели ценовую политику при закупке комплектующих и материалов у основных поставщиков. Была выстроена более грамотная логистика между партнерами, подразделениями  «РосКомТранса» и дилерами. По ряду популярных позиций предприятия были сформированы антикризисные цены, дополнительные бонусы при приобретении спецтехники. Также существенно снизили цены для дилеров, тем самым рассчитывая на повышение интереса к продукции предприятия и как следствие  на увеличение объема продаж. Все это привело к уменьшению складских запасов. На сегодняшний день наше производство  ориентировано на работу под заказ.

- Расскажите о сотрудничестве с ОАО «ГАЗ». Есть ли проблемы в этой сфере? Наложил ли кризис свой отпечаток на взаимодействие «РосКомТранса» с бизнес-партнерами?

- ОАО «ГАЗ» является столпом машиностроения не только по меркам нашего региона, но и страны в целом. Поэтому политика совместной работы, тем более в условиях кризиса, наиболее перспективная и выигрышная. «РосКомТранс» является официальным дилером ОАО «ГАЗ». Если оценивать количество и качество совместных проектов, то можно смело сказать, что «РосКомТранс» и «ГАЗ» - это надежные, проверенные временем партнеры. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, количество совместных проектов увеличивается. Если говорить о бизнес-партнерах в общем, то каждая сторона понимает выгоду совместной работы. Можно сказать больше: экономический кризис сплотил всех представителей бизнеса. Каждая компания вместе с отстаиванием собственных интересов не забывает об ответственности перед бизнес-партнерами.

- Кредитуют ли сейчас ваше предприятие коммерческие банки? Если да, то каковы условия кредитования, ужесточились ли они из-за кризиса? Может ли рентабельность промышленного предприятия превысить нынешние кредитные ставки?

- Реальный сектор экономики  постоянно требует долгосрочных финансовых вливаний. Но если до кризиса наше предприятие финансировалось в среднем под 15 - 18 проц. годовых, то сегодня процентная ставка находится на уровне 25 - 30. На первый взгляд несущественная разница, но при больших объемах кредитования данные условия финансирования могут «похоронить» даже самого уверенного заемщика. В нашем случае, когда перед заводом стоит задача выживания, работа с кредитными учреждениями находится на грани рентабельности.